Закон Санкт-Петербурга от 24 февраля 2009 года N 23-16 «Об архивном деле в Санкт-Петербурге» предусматривает в статье 10 возможность депозитарного хранения документов Архивного фонда Санкт-Петербурга, находящихся в собственности Санкт-Петербурга.

Сроки и условия депозитарного хранения документов Архивного фонда Санкт-Петербурга и использования указанных документов устанавливаются в договорах, заключаемых органами государственной власти Санкт-Петербурга или указанными организациями с органом управления архивным делом Санкт-Петербурга.

Санкт-Петербургским правительством было принято постановление от 20 июля 2010 года N 901 об утверждении соответствующего регионального перечня органов государственной власти Санкт-Петербурга и организаций, осуществляющих депозитарное хранение документов Архивного фонда Санкт-Петербурга, находящихся в собственности Санкт-Петербурга. К ним были отнесены семь органов и организаций:

1. Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры.

2. Комитет по градостроительству и архитектуре.

3. Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга.

4. Служба государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга.

5. Санкт-Петербургское государственное учреждение «Горжилобмен».

6. Санкт-Петербургское государственное унитарное предприятие «Городское управление инвентаризации и оценки недвижимости».

7. Открытое акционерное общество «Фонд имущества Санкт-Петербурга.

Таким образом, указанные организации получили официальную возможность хранения документов Архивного фонда РФ сверх установленных 125-ФЗ сроков, а также усиление ответственности за сохранность этих комплексов документов при контроле со стороны Архивного Комитета Санкт-Петербурга.

Ромашин И.Е.

к.и.н., доцент кафедры архивоведения РГГУ

15 ноября 2018 г.

История правового регулирования вопросов хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов (архивного дела) регионами Российской Федерации занимает сравнительно небольшой промежуток времени и охватывает исключительно постсоветский период.

В связи с поздним образованием (2006 год, ранее управление осуществлялось объединенным Архивным комитетом Санкт-Петербурга и Ленинградской области) первый региональный архивный закон был принят только после вступления в силу в 2004 году федерального архивного закона.

Областным законом от 29.12.2005  № 124-оз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ленинградской области отдельными государственными полномочиями Ленинградской области в сфере архивного дела» местные администрации муниципальных районов, городского округа и 5 городских поселений наделены отдельными государственными полномочиями по хранению, комплектованию, учету и использованию архивных документов, относящихся к собственности Ленинградской области.

В настоящее время в муниципальных архивах Ленинградской области хранится свыше 5757 фондов, содержащих 770 тысяч единиц хранения, из них 558 тысяч единиц хранения составляют документы о трудовой деятельности рабочих и служащих предприятий и организаций области.

Муниципальные архивы хранят в составе своих фондов документы по основной деятельности районных органов власти, отраслевых государственных и федеральных органов управления, судебных органов, промышленных, сельскохозяйственных и иных предприятий, общественных организаций районов Ленинградской области за период преимущественно с середины 1970-х до 2000 года.

Документы по личному составу охватывают в муниципальных архивах период, в основном, после 1944 года (отдельные документы – с конца 1920-х гг.).

Органы местного самоуправления в Ленинградской области были наделены на неограниченный срок следующими отдельными государственными полномочиями:

1) по хранению архивных документов, относящихся к собственности Ленинградской области;

2) по комплектованию архивными документами, относящимися к собственности Ленинградской области;

3) по учету архивных документов, относящихся к собственности Ленинградской области;

4) по использованию архивных документов, относящихся к собственности Ленинградской области.

Архивное управление Ленинградской области обязано:

1) обеспечить передачу органам местного самоуправления финансовых средств, необходимых для осуществления отдельных государственных полномочий;

2) осуществлять контроль за исполнением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий;

3) оказывать методическую помощь органам местного самоуправления в организации их работы по осуществлению отдельных государственных полномочий;

4) оказывать содействие органам местного самоуправления при осуществлении ими отдельных государственных полномочий.

Расчет финансового обеспечения переданных государственных полномочий осуществляется по формуле: норматив финансовый на одну единицу архивного хранения, помноженный на количество таких единиц. В свою очередь указанный норматив определяется делением имеющейся в областном бюджете суммы на общее количество таких архивных дел в Ленинградской области.

Ромашин И.Е.

к.и.н., доцент кафедры архивоведения РГГУ

10 октября 2018 г.

Важнейшее государственное полномочие по формированию Архивного фонда Российской Федерации реализуется через систему экспертно-проверочных комиссий архивных органов и учреждений (ЭПК).

С 1 января 2018 года в силу вступило распоряжение Архивного комитета Санкт-Петербурга от 11.08.2017 № 35 «О предоставлении санкт-петербургским государственным казенным учреждениям отдельных полномочий Центральной экспертно-проверочной методической комиссии».

Традиционно в регионах РФ делом все полномочия экспертизы и проверки были сосредоточены в органе управления архивным делом (Москва, регионы центральной России). На этом фоне Санкт-Петербург выделяется тем, что по аналогии с Росархивом, распоряжением Председателя Архивного комитета Санкт-Петербурга от 11.08.2017 № 35 часть полномочий ЦЭПМК по экспертизе и проверке описей архивных дел переданы Архивным комитетом своим подведомственным архивам (ЭПМК госархивов). Также этим распоряжением был изменен порядок рассмотрения описей дел постоянного хранения организаций – источников комплектования Центрального государственного архива Санкт-Петербурга, описей особо ценных дел, номенклатур дел и инструкций по делопроизводству организаций – источников комплектования всех государственных архивов Санкт-Петербурга.

Таким образом, исторически сложившаяся система экспертно-проверочных органов центральных архивов города получила новое развитие.

Ромашин И.Е.

к.и.н., доцент кафедры архивоведения РГГУ

12 сентября 2018 г.

В соответствии со статьей 26.3. Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов: «формирования и содержания архивных фондов субъекта Российской Федерации».

В 2004 году вступил в действие Федеральный закон от 22 октября 2014 № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации». В связи с этим блок регионального архивного законодательства приводился в соответствие с новым федеральным законом.

Закон Санкт-Петербурга N 23-16 «Об архивном деле в Санкт-Петербурге» (с изменениями на 28 марта 2018 года) был принят Законодательным собранием Санкт-Петербурга более чем через 4 года после вступления в силу ФЗ-125, а именно 24 февраля 2009 года (Зарегистрирован в Федеральном регистре  N RU78000200900048). Данный закон состоит из 6 Глав и 15 статей.

Интересен подход законодателей в первой статье (Основные понятия). Руководствуясь уже упомянутой мной статьей 26.3. Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ (ред. от 13.07.2015) депутаты Законодательного собрания Санкт-Петербурга продублировали фактически термины из 125-ФЗ, но путем добавления региональной принадлежности формально закрепив новые понятия, например:

«Архивное дело Санкт-Петербурга (далее - архивное дело) - деятельность органов государственной власти Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга (далее - органы местного самоуправления), юридических и физических лиц в сфере организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Санкт-Петербурга и других архивных документов».

Глава 2 Закона посвящена Архивному фонду Санкт-Петербурга. В статье 3 дано определение Архивного фонда Санкт-Петербурга, как составной части Архивного фонда Российской Федерации.

Глава 3 Закона касается вопросов управления архивным делом. В соответствии со статьей 7 государственное управление архивным делом в Санкт-Петербурге осуществляют органы государственной власти Санкт-Петербурга, в том числе орган управления архивным делом Санкт-Петербурга, Архивный Комитет Санкт-Петербурга.

Собственно вопросам архивного дела посвящена глава 4 Закона:

Статья 9. Обязанности государственных органов Санкт-Петербурга, органов государственной власти Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления по обеспечению сохранности архивных документов – дублирует нормы 125-ФЗ в части обеспечения сохранности документов постоянного срока хранения и по личному составу.

Статья 11. Государственный учет документов Архивного фонда Санкт-Петербурга – новелла в определении регионального реестра уникальных документов Санкт-Петербурга:

«Уникальные документы Архивного фонда Санкт-Петербурга подлежат учету в Государственном реестре уникальных документов Архивного фонда Санкт-Петербурга, ведение которого осуществляет орган управления архивным делом Санкт-Петербурга. Включение уникальных документов Архивного фонда Санкт-Петербурга в Государственный реестр уникальных документов Архивного фонда Российской Федерации осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации»;

Статья 12. Комплектование государственных архивов Санкт-Петербурга – дублирует федеральный 125 закон.

Таким образом, можно отметить, что региональное архивное законодательство вполне состоялось как часть общероссийского архивного права несмотря на наличие федерального закона прямого действия (125-ФЗ), о чем свидетельствует опыт Санкт-Петербурга.

Ромашин И.Е.

к.и.н., доцент кафедры архивоведения РГГУ

26 сентября 2018 г.

В преддверии новогодних праздников следует еще раз напомнить коллегам о необходимости соблюдения противопожарного режима в архивохранилищах и приспособленных для хранения архивов помещениях.

Противопожарный режим определяется приказом Минкультуры Российской Федерации 12 января 2009 г. № 3 «Об утверждении Специальных правил пожарной безопасности в государственных и муниципальных архивах Российской Федерации» (зарегистрировано в Минюсте РФ 04.05.2009 N 13882).

Архив размещается в специальных зданиях и помещениях, удаленных от опасных в пожарном отношении объектов (нефтехранилища, бензоколонки, автостоянки, гаражи и т.п.) и промышленных объектов, загрязняющих воздух (агрессивные газы, цементная пыль и т.п.).

Пригодность месторасположения архива определяется с учетом заключений службы пожарной охраны и санэпидемстанции о степени загрязненности воздуха.

Архивохранилище отделяется от соседних помещений архива несгораемыми стенами и перекрытиями с пределами огнестойкости не менее двух часов.

В каждом архиве должен быть издан приказ об установлении противопожарного режима с приложением инструкции о мерах пожарной безопасности.

Работники архива, включая руководителей, допускаются к работе только после прохождения обучения мерам пожарной безопасности.

Обучение мерам пожарной безопасности проводится в соответствии с Нормами пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций», утвержденными приказом МЧС России от 12.12.2007 № 645 (зарегистрирован Минюстом России 21.01.2008, регистрационный № 10938).

Ромашин И.Е.

к.и.н., доцент кафедры архивоведения РГГУ

 

21 декабря 2018 г.