В соответствии с Федеральным законом от 02.05.2015 г. № 122-ФЗ
В соответствии с Федеральным законом от 02.05.2015 г. № 122-ФЗ были внесены изменения в Трудовой кодекс РФ и статьи 11 и 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», согласно которым профессиональные стандарты обязательны для применения работодателями в целях определения квалификации работников. В этой связи особую актуальность приобретает получение руководителями и сотрудниками специализированных архивных компаний профильного образования по направлению «Документоведение и архивоведение». С 1930 года архивистов готовит Историко-архивный институт в Москве. Подробности – на официальном сайте Российского государственного гуманитарного университета в сети интернет по адресу: https://www.rsuh.ru/.
Ромашин И.Е. кандидат исторических наук, доцент кафедры архивоведения ИАИ РГГУ
Историк-архивист: хранитель или исследователь?
Историк-архивист: хранитель или исследователь?
К столетию Декрета СНК 1 июня 1918 года
Кто же все-таки такой архивист: историк? или хранитель? В чем его предназначение.
Сторонников и противников каждой из точек зрения в отечественной историографии предостаточно. Александр Сергеевич Пушкин, работавший над историей Пугачевского восстания, столкнулся с «опечатанными» материалами. Николаю Михайловичу Карамзину же в ранге официального историографа документы прибывали «возами». Эту линию можно продолжить через столетия вплоть до современности.
Вправе ли историк, возглавляющий учреждение, а значит определяющий все направления его деятельности, в том числе использования архивных документов, выступать не только как администратор, но и как интерпретатор исторического источника, имеющий собственные оценочные суждения?
На мой взгляд, в данном случае очень важно избежать крайностей. С одной стороны, взгляд на архив, как на учреждение, в котором хранятся и учитываются некие источники, а на его руководителя только как на менеджера, значит низвести архив до уровня склада. Современной, оборудованной кондиционерами, травалаторами, серверами с цифровым контентом, но все же, по сути, кладовки.
С другой взгляд на архив, как на феномен, понять который простому исследователю не дано, ведет к узурпация архивистами права «первой ночи» и давно и по праву вызывает недовольство историков. Они подозревают, что под видом реставрации, проверки наличия, выдачи собственному сотруднику для выполнения служебного задания, архивисты скрывают самые «вкусные» исторические источники, потихоньку публикуя их к собственному удовольствию.
Можно ли найти в данном вопросе золотую середину. Можно сослаться на Международный этический кодекс архивиста, принятый на заседании Генеральной ассамблеи Международного совета архивов (Пекин, сентябрь 1996 г.): «Архивисты должны стремиться к расширению сотрудничества, избегать конфликтов с коллегами по профессии и разрешать возникающие проблемы, поощряя при этом строгое соблюдение архивных стандартов и этических норм. Архивисты должны сотрудничать с представителями родственных профессий на основе обоюдного уважения и взаимопонимания».
Мне представляется, что решение вопроса находится в плоскости своего рода «общественного договора» архивистов и историков. А именно, историк, занимающий в архиве административную должность, принимает сам для себя ограничения и не занимается исследовательской работой в период пребывания в этом статусе. В свою очередь архивист, покидающий рамки административной должности, получает право на публикацию и оценочные суждения, в том числе по профилю его бывшего архива.
Ромашин И.Е. кандидат исторических наук, доцент кафедры архивоведения ИАИ РГГУ
Очередное заседание Общественного совета при Федеральном архивном агентстве
Состоялось очередное заседание Общественного совета при Федеральном архивном агентстве
5 апреля 2016 г. Федеральное архивное агентство сообщает, что 4 апреля 2016 г. в Российском государственном гуманитарном университете (РГГУ) под председательством президента РГГУ, члена-корреспондента РАН, председателя Общественного совета при Росархиве, председателя Правления Центрального совета общероссийской общественной организации «Российское общество историков-архивистов» Е.И. Пивовара состоялось очередное заседание Общественного совета.
На заседании заслушаны и обсуждены отчеты заместителя директора РГАНИ Д.А. Большакова о ходе подготовки Российского государственного архива новейшей истории к перемещению документов в новое здание и заместителя директора РГВА А.Р. Ефименко о доступе пользователей к научно-справочному аппарату, созданному в Российском государственном военном архиве. Рассмотрены ход выполнения Федеральным архивным агентством ведомственного Плана по реализации Концепции открытости федеральных органов исполнительной власти на период до 2018 года и итоги сравнительного анализа места Росархива в рейтингах открытости федеральных органов исполнительной власти, проведенных по результатам их деятельности в 2014 и в 2015 годах.
Члены Общественного совета проинформированы о ходе подготовки заседания Совета по архивному делу при Федеральном архивном агентстве, а также 7 съезда Российского общества историков архивистов (РОИА), которые пройдут в сентябре текущего года в г. Самаре.
Новые правила работы архивов организаций: три года новаций
Более трех лет назад, а именно 31 марта 2015 г. увидел свет приказ Минкультуры РФ № 526 «Об утверждении правил организации хранения, комплектования, учёта и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях».
Новые правила выгодно отличаются от своих предшественников существенно меньшим объемом. В них всего семь разделов (в Правилах 1985 было 14 и в Правилах 2002 - 10), всего 97 страниц, из которых 42 страницы занимает альбом форм учетных документов, научно-справочного аппарата, информационных документов архива, которые даны тридцатью приложениями к тексту (в Правилах 1985 – 44 формы, в Правилах 2002 – 48 форм).
В разделе 1 «Общие положения» содержатся нормы, прямо вытекающие из статей федерального законодательства, о том, обязанность по созданию архивов лежит на государственных и муниципальных органах, организации, по-прежнему, вправе создавать архивы для хранения архивных документов, в том числе не относящихся к собственности государства или органов местного самоуправления. Новые правила не распространяются на хранение архивных документов, содержащих государственную тайну (пункт 1.2.).
В разделе 2 «Организация хранения документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в организации» излагаются вопросы фондирования документов организации, видов архивных фондов, их хронологических границ, нормативных режимом хранения архивных документов (противопожарного, охранного, температурно-влажностного, санитарно-гигиенического, светового).
Несомненной новацией являются пункты 2.30. - 2.33, 2.47. новых правил, регламентирующие архивное хранение электронных документов. На хранение в архив организации электронные документы передаются в формате PDF/A (Portable Document Format / A), который в соответствии со стандартом ISO 19005-1:2005 предназначен для долгосрочного архивного хранения электронных документов, что обеспечивается внедрением в документ этого формата всей информации для его последующего отображения. Новые правила предусматривают возможность конверсии (при смене формата) и миграции электронных документов из одной аппаратной и (или) программной конфигурации в другую.
В разделе 3 «Учет документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в организации» закреплены виды основных и вспомогательных учетных документов архива организации, а также уделено внимание новой учетной единице – «электронного делу» (пункты 3.3.,4.13.,4.19.,4.34. новых правил), которое представляет собой совокупность контейнеров (контент плюс метаданные) электронных документов (пункт 4.34.).
Раздел «Комплектование архива организации документами Архивного фонда Российской Федерации и другими архивными документами» четвертый. В отношении документов на традиционных носителях он вполне традиционен, сохранилась норма о толщине дела не более 250 листов, 4 см (пункт 4.20.), четырех проколах при подшивке в твердую обложку (три прокола для малоформатных документов) (пункт 4.21.). Заголовок на обложку электронного дела также переносится из номенклатуры дел организации (пункт 4.26.), а передача таких дел в архив организации осуществляется по каналам связи или на двух идентичных физических носителях (пункт 4.34.).
В разделе 5 «Организация использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в организации» обобщен богатейший опыт использования архивных документов в архивах организаций нашей страны. По-прежнему основным справочникам по таким архивам остается опись архивных документов (пункт 5.4.), которая составляется на все виды документов в архиве.
На запросы, поступившие в архив организации посредством интернета, заявителю может быть дан ответ в виде электронного сообщения по электронному адресу (пункт 5.10.). Установленный срок рассмотрения обращения гражданина в новых правилах определен также, как и ранее, в 30 дней (календарных или рабочих, правда, не указано), 3 рабочих дня дано на его регистрацию, предусмотрена возможность продления срока исполнения, но не более, чем на 30 дней, с уведомлением об этом заявителя (пункт 5.10.). Пунктом 5.14 новых правил предусмотрен новый вид информационного документа, изготовленного в архиве организации, архивная копия на бумажном носителе электронного документа.
Раздел 6 посвящен вопросам передачи документов организации на хранение в государственный (муниципальный архив). К большому сожалению, срок, в течение которого соответствующий архив обязан выдать акт приема-передачи документов (пункт 6.8.) на государственное (муниципальное) хранение, вновь не регламентирован. Между физической перевозкой документов организации-источника комплектования в архивохранилище государственного (муниципального) архива и выдачей собственно акта об этом событии проходит зачастую весьма длительное время (по нескольку месяцев), причин тому немало (нехватка сотрудников для проведения проверки наличия, претензии по качеству обработки и проч.). Но формально документы находятся все это время в зоне ответственности организации-сдатчика.
В разделе 7 «Передача документов при реорганизации или ликвидации организации, смене руководителя архива организации» наконец исправлена ошибка Правил 2002 года, подразумевавших возможность правопреемства в случае ликвидации организации.
Ромашин И.Е. к.и.н. доцент кафедры архивоведения ИАИ РГГУ
Указ о Федеральном архивном агентстве
Указ о Федеральном архивном агентстве
В.Путин подписал Указ «О Федеральном архивном агентстве», которым устанавливается, что руководство деятельностью Федерального архивного агентства осуществляет Президент Российской Федерации.
Текст Указа:
В целях дальнейшего совершенствования системы государственного управления постановляю:
1. Установить, что руководство деятельностью Федерального архивного агентства осуществляет Президент Российской Федерации.
2. Внести в структуру федеральных органов исполнительной власти, утвержденную Указом Президента Российской Федерации от 21 мая 2012 г. №636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, №22, ст.2754; №27, ст.3674; 2013, №12, ст.1247; №26, ст.3314; №30, ст.4086; №35, ст.4503; №39, ст.4969; №44, ст.5729; 2014, №12, ст.1261; №14, ст.1608; №20, ст.2496; №37, ст.4934, 4935; 2015, №14, ст.2106; №29, ст.4479; №30, ст.4571; 2016, №1, ст.203; №3, ст.473; №6, ст.830, 831), следующие изменения:
а) раздел I «Федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам» после слов «Федеральная служба по финансовому мониторингу (федеральная служба)» дополнить словами «Федеральное архивное агентство (федеральное агентство)»;
б) из раздела II «Федеральные министерства, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам» слова «Федеральное архивное агентство» исключить.
3. Правительству Российской Федерации в 3-месячный срок привести свои акты в соответствие с настоящим Указом.
4. Признать утратившими силу:
абзац второй пункта 6 Указа Президента Российской Федерации от 12 мая 2008 г. №724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, №20, ст. 2290);
пункт 4 Указа Президента Российской Федерации от 8 февраля 2011 г. №155 «Вопросы Министерства культуры Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, №7, ст. 938).
5. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.