В соответствии с Федеральным законом от 02.05.2015 г. № 122-ФЗ были внесены изменения в Трудовой кодекс РФ и статьи 11 и 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», согласно которым профессиональные стандарты обязательны для применения работодателями в целях определения квалификации работников. В этой связи особую актуальность приобретает получение руководителями и сотрудниками специализированных архивных компаний профильного образования по направлению «Документоведение и архивоведение». С 1930 года архивистов готовит Историко-архивный институт в Москве. Подробности – на официальном сайте Российского государственного гуманитарного университета в сети интернет по адресу: https://www.rsuh.ru/.

Ромашин И.Е. кандидат исторических наук, доцент кафедры архивоведения ИАИ РГГУ

Историк-архивист: хранитель или исследователь?

К столетию Декрета СНК 1 июня 1918 года

Кто же все-таки такой архивист: историк? или хранитель? В чем его предназначение.

Сторонников и противников каждой из точек зрения в отечественной историографии предостаточно. Александр Сергеевич Пушкин, работавший над историей Пугачевского восстания, столкнулся с «опечатанными» материалами. Николаю Михайловичу Карамзину же в ранге официального историографа документы прибывали «возами». Эту линию можно продолжить через столетия вплоть до современности.

Вправе ли историк, возглавляющий учреждение, а значит определяющий все направления его деятельности, в том числе использования архивных документов, выступать не только как администратор, но и как интерпретатор исторического источника, имеющий собственные оценочные суждения?

На мой взгляд, в данном случае очень важно избежать крайностей. С одной стороны, взгляд на архив, как на учреждение, в котором хранятся и учитываются некие источники, а на его руководителя только как на менеджера, значит низвести архив до уровня склада. Современной, оборудованной кондиционерами, травалаторами, серверами с цифровым контентом, но все же, по сути, кладовки.

С другой взгляд на архив, как на феномен, понять который простому исследователю не дано, ведет к узурпация архивистами права «первой ночи» и давно и по праву вызывает недовольство историков. Они подозревают, что под видом реставрации, проверки наличия, выдачи собственному сотруднику для выполнения служебного задания, архивисты скрывают самые «вкусные» исторические источники, потихоньку публикуя их к собственному удовольствию.

Можно ли найти в данном вопросе золотую середину. Можно сослаться на Международный этический кодекс архивиста, принятый на заседании Генеральной ассамблеи Международного совета архивов (Пекин, сентябрь 1996 г.): «Архивисты должны стремиться к расширению сотрудничества, избегать конфликтов с коллегами по профессии и разрешать возникающие проблемы, поощряя при этом строгое соблюдение архивных стандартов и этических норм. Архивисты должны сотрудничать с представителями родственных профессий на основе обоюдного уважения и взаимопонимания».

Мне представляется, что решение вопроса находится в плоскости своего рода «общественного договора» архивистов и историков. А именно, историк, занимающий в архиве административную должность, принимает сам для себя ограничения и не занимается исследовательской работой в период пребывания в этом статусе. В свою очередь архивист, покидающий рамки административной должности, получает право на публикацию и оценочные суждения, в том числе по профилю его бывшего архива.

Ромашин И.Е. кандидат исторических наук, доцент кафедры архивоведения ИАИ РГГУ

Состоялось очередное заседание Общественного совета при Федеральном архивном агентстве

5 апреля 2016 г. Федеральное архивное агентство сообщает, что 4 апреля 2016 г. в Российском государственном гуманитарном университете (РГГУ) под председательством президента РГГУ, члена-корреспондента РАН, председателя Общественного совета при Росархиве, председателя Правления Центрального совета общероссийской общественной организации «Российское общество историков-архивистов» Е.И. Пивовара состоялось очередное заседание Общественного совета.

На заседании заслушаны и обсуждены отчеты заместителя директора РГАНИ Д.А. Большакова о ходе подготовки Российского государственного архива новейшей истории к перемещению документов в новое здание и заместителя директора РГВА А.Р. Ефименко о доступе пользователей к научно-справочному аппарату, созданному в Российском государственном военном архиве. Рассмотрены ход выполнения Федеральным архивным агентством ведомственного Плана по реализации Концепции открытости федеральных органов исполнительной власти на период до 2018 года и итоги сравнительного анализа места Росархива в рейтингах открытости федеральных органов исполнительной власти, проведенных по результатам их деятельности в 2014 и в 2015 годах.

Члены Общественного совета проинформированы о ходе подготовки заседания Совета по архивному делу при Федеральном архивном агентстве, а также 7 съезда Российского общества историков архивистов (РОИА), которые пройдут в сентябре текущего года в г. Самаре.

Более трех лет назад, а именно 31 марта 2015 г. увидел свет приказ Минкультуры РФ № 526 «Об утверждении правил организации хранения, комплектования, учёта и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях».

Новые правила выгодно отличаются от своих предшественников существенно меньшим объемом. В них всего семь разделов (в Правилах 1985 было 14 и в Правилах 2002 - 10), всего 97 страниц, из которых 42 страницы занимает альбом форм учетных документов, научно-справочного аппарата, информационных документов архива, которые даны тридцатью приложениями к тексту (в Правилах 1985 – 44 формы, в Правилах 2002 – 48 форм).

В разделе 1 «Общие положения» содержатся нормы, прямо вытекающие из статей федерального законодательства, о том, обязанность по созданию архивов лежит на государственных и муниципальных органах, организации, по-прежнему, вправе создавать архивы для хранения архивных документов, в том числе не относящихся к собственности государства или органов местного самоуправления. Новые правила не распространяются на хранение архивных документов, содержащих государственную тайну (пункт 1.2.).

В разделе 2 «Организация хранения документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в организации» излагаются вопросы фондирования документов организации, видов архивных фондов, их хронологических границ, нормативных режимом хранения архивных документов (противопожарного, охранного, температурно-влажностного, санитарно-гигиенического, светового).

Несомненной новацией являются пункты 2.30. - 2.33, 2.47. новых правил, регламентирующие архивное хранение электронных документов. На хранение в архив организации электронные документы передаются в формате PDF/A (Portable Document Format / A), который в соответствии со стандартом ISO 19005-1:2005 предназначен для долгосрочного архивного хранения электронных документов, что обеспечивается внедрением в документ этого формата всей информации для его последующего отображения. Новые правила предусматривают возможность   конверсии (при смене формата) и миграции электронных документов из одной аппаратной и (или) программной конфигурации в другую. 

В разделе 3 «Учет документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в организации» закреплены виды основных и вспомогательных учетных документов архива организации, а также уделено внимание новой учетной единице – «электронного делу» (пункты 3.3.,4.13.,4.19.,4.34. новых правил), которое представляет собой совокупность контейнеров (контент плюс метаданные) электронных документов (пункт 4.34.).

Раздел «Комплектование архива организации документами Архивного фонда Российской Федерации и другими архивными документами» четвертый. В отношении документов на традиционных носителях он вполне традиционен, сохранилась норма о толщине дела не более 250 листов, 4 см (пункт 4.20.), четырех проколах при подшивке в твердую обложку (три прокола для малоформатных документов) (пункт 4.21.). Заголовок на обложку электронного дела также переносится из номенклатуры дел организации (пункт 4.26.), а передача таких дел в архив организации осуществляется по каналам связи или на двух идентичных физических носителях (пункт 4.34.).

В разделе 5 «Организация использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в организации» обобщен богатейший опыт использования архивных документов в архивах организаций нашей страны. По-прежнему основным справочникам по таким архивам остается опись архивных документов (пункт 5.4.), которая составляется на все виды документов в архиве.

На запросы, поступившие в архив организации посредством интернета, заявителю может быть дан ответ в виде электронного сообщения по электронному адресу (пункт 5.10.). Установленный срок рассмотрения обращения гражданина в новых правилах определен также, как и ранее, в 30 дней (календарных или рабочих, правда, не указано), 3 рабочих дня дано на его регистрацию, предусмотрена возможность продления срока исполнения, но не более, чем на 30 дней, с уведомлением об этом заявителя (пункт 5.10.). Пунктом 5.14 новых правил предусмотрен новый вид информационного документа, изготовленного в архиве организации, архивная копия на бумажном носителе электронного документа.

Раздел 6 посвящен вопросам передачи документов организации на хранение в государственный (муниципальный архив). К большому сожалению, срок, в течение которого соответствующий архив обязан выдать акт приема-передачи документов (пункт 6.8.) на государственное (муниципальное) хранение, вновь не регламентирован. Между физической перевозкой документов организации-источника комплектования в архивохранилище государственного (муниципального) архива и выдачей собственно акта об этом событии проходит зачастую весьма длительное время (по нескольку месяцев), причин тому немало (нехватка сотрудников для проведения проверки наличия, претензии по качеству обработки и проч.). Но формально документы находятся все это время в зоне ответственности организации-сдатчика.

В разделе 7 «Передача документов при реорганизации или ликвидации организации, смене руководителя архива организации» наконец исправлена ошибка Правил 2002 года, подразумевавших возможность правопреемства в случае ликвидации организации.

Ромашин И.Е. к.и.н. доцент кафедры архивоведения ИАИ РГГУ

Указ о Федеральном архивном агентстве

В.Путин подписал Указ «О Федеральном архивном агентстве», которым устанавливается, что руководство деятельностью Федерального архивного агентства осуществляет Президент Российской Федерации.

Текст Указа:

В целях дальнейшего совершенствования системы государственного управления постановляю:

1. Установить, что руководство деятельностью Федерального архивного агентства осуществляет Президент Российской Федерации.

2. Внести в структуру федеральных органов исполнительной власти, утвержденную Указом Президента Российской Федерации от 21 мая 2012 г. №636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, №22, ст.2754; №27, ст.3674; 2013, №12, ст.1247; №26, ст.3314; №30, ст.4086; №35, ст.4503; №39, ст.4969; №44, ст.5729; 2014, №12, ст.1261; №14, ст.1608; №20, ст.2496; №37, ст.4934, 4935; 2015, №14, ст.2106; №29, ст.4479; №30, ст.4571; 2016, №1, ст.203; №3, ст.473; №6, ст.830, 831), следующие изменения:

а) раздел I «Федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам» после слов «Федеральная служба по финансовому мониторингу (федеральная служба)» дополнить словами «Федеральное архивное агентство (федеральное агентство)»;

б) из раздела II «Федеральные министерства, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам» слова «Федеральное архивное агентство» исключить.

3. Правительству Российской Федерации в 3-месячный срок привести свои акты в соответствие с настоящим Указом.

4. Признать утратившими силу:

абзац второй пункта 6 Указа Президента Российской Федерации от 12 мая 2008 г. №724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, №20, ст. 2290);

пункт 4 Указа Президента Российской Федерации от 8 февраля 2011 г. №155 «Вопросы Министерства культуры Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, №7, ст. 938).

5. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.