Система государственных экспертно-проверочных комиссий В соответствии со статьей 6 Федерального закона № 125-Фз «Об архивном деле в Российской Федерации» архивные документы включаются в состав Архивного фонда Российской Федерации на основании экспертизы ценности документов. Решение научно-методических вопросов, связанных с экспертизой ценности документов и включением их в состав Архивного фонда Российской Федерации, а также с определением в его составе особо ценных документов, в том числе уникальных документов, осуществляется центральной экспертно-проверочной комиссией уполномоченного федерального органа (Росархива). Решение вопросов о включении в состав Архивного фонда Российской Федерации конкретных документов осуществляется экспертно-проверочными комиссиями федеральных государственных архивов и уполномоченных органов исполнительной власти субъектов. Решение о включении в состав Архивного фонда Российской Федерации архивных документов осуществляется также экспертными фондово-закупочными комиссиями государственных муниципальных музеев, экспертными комиссиями государственных или муниципальных библиотек, экспертно-проверочными комиссиями научных организаций, в том числе государственных академий наук, включенных в перечень научных организаций, осуществляющих постоянное хранение документов Архивного фонда Российской Федерации, утвержденный Правительством Российской Федерации. Таким образом, процесс включения архивного документа в состав Архивного фонда Российской Федерации, а следовательно факт попадания того или иного архивного документа в архивохранилище, жестко регламентирован законодательно и административно зависит от решения органа регионального управления в сфере архивного дела (на региональном и муниципальном уровне) и федерального органа (Росархива), а по его поручению – эксперно-проверочной комиссией федерального государственного архива, закупочной комиссией федеральной библиотеки, музея, научной организации. 10.11.2019 Ромашин И.Е. к.и.н. доцент кафедры архивоведения РГГУ
Органы управления архивным делом в России 2016 – 2019 годы Поворотным событием, изменившим федеральную систему органов управления архивным делом, стало принятие 04.04.2016 Указа Президента РФ от N 151 «О Федеральном архивном агентстве». В соответствии с этим документом руководство деятельностью Федерального архивного агентства в настоящее время осуществляет Президент Российской Федерации. Тем самым впервые в своей истории архивная управленческая общегосударственная структура в России вышла на уровень главы государства, что существенно увеличило значимость данного органа в системе государственного аппарата Российской Федерации. Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2016 года N 293 было утверждено Положение о Федеральном архивном агентстве. В соответствии с этим документом Росархив является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере архивного дела и делопроизводства, а также по контролю, оказанию государственных услуг и управлению федеральным имуществом в этой сфере. Таким образом, в сфере архивного управления после более чем десятилетнего разделения управленческих функций сразу по нескольким федеральным органам было создано архивное ведомство, вобравшее в себя все необходимые для эффективной организации архивного дела федеральные полномочия. 01.09.2019 Ромашин И.Е. к.и.н. доцент кафедры архивоведения РГГУ

В настоящее время в архивной отрасли страны реализуется План мероприятий («дорожная карта») по повышению эффективности деятельности государственных архивов. «Дорожная карта» для федеральных государственных архивов была утверждена приказом Росархива от 25.03.2013 № 21. В части повышения эффективности труда в ней было предусмотрено внедрение в деятельность архивистов показателей, нацеленных на результат. Достижение этих показателей предполагаетя напрямую связать с финансовой мотивацией труда работников архивов

По мнению Росархива, требуется «усовершенствование существующей системы непрерывной профессиональной переподготовки архивных кадров». То есть в архивном деле страны создается такая система, которая должна стимулировать приход кадров архивистов, получивших образование по направлению профессиональной подготовки «Документоведение и архивоведение».

Это, безусловно, вызывает необходимость переподготовки и повышения квалификации работников, пришедших в профессию в 90-е годы прошлого века, первое десятилетие нынешнего, не всегда обладая ученой степенью или образованием по профилю своей практической работы.

Ромашин И.Е. к.и.н. доцент кафедры архивоведения РГГУ

Подробнее...

«Кадровый голод», с которым столкнулись отечественные архивы в 90-е годы прошлого столетия, во многом был вызван резким увеличением объемов выполняемых архивных работ: прием документов ликвидированных в ходе экономических преобразований организаций, запросы социально-правового характера, интерес к истории рода и семьи. Органы управления архивным делом увеличили в это время штаты архивов по всей стране. Однако на новые должности часто приходили работники, не имеющие необходимой профильной подготовки. И по сей день в российских архивах можно встретить архивистов, имеющих базовое образование педагога, инженера и даже военного.

Приказом Минздравсоцразвития России от 11.04.2012 № 338н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников государственных архивов, центров хранения документации, архивов муниципальных образований, ведомств, организаций, лабораторий обеспечения сохранности архивных документов»

предусмотрено в качестве квалификационного требования к архивистам следующие профили подготовки «историко-архивоведение», «документоведение и документационное обеспечение управления», «документоведение и архивоведение», «история».

В рамках Института дополнительного образования РГГУ имеются возможности профессиональной переподготовки для получения дополнительной квалификации (1, 1,5, 2 года), профессиональной переподготовки для выполнения нового вида деятельности (от 250 часов – до 2 лет) (например программа «управление документами в цифровой экономике»), различные программы повышения квалификации (от 24 до 144 часов).

Ромашин И.Е. к.и.н. доцент кафедры архивоведения РГГУ